Украдено здесь: https://vk.com/ogham
• Авалон (Ynys Afallon) - прекрасный волшебный сокрытый остров из легенд о короле Артуре. Название Авалон происходит, судя по всему, от валлийского (или бретонского, или корнского) aball, «яблоко», так что Авалон – это Яблочный остров, или Остров Яблок.
Этот прекрасный остров упоминается впервые довольно поздно, в 12 веке, у Гальфрида Монмутского в его «Истории королей Британии» - там говорится, что именно на Авалоне был откован легендарный Эскалибур, меч короля Артура, и что именно на Авалон унесли смертельно раненого короля Артура для того, чтобы все же его вылечить. Упоминает Гальфрид этот прекрасный остров и в «Жизни Мерлина», где он приобретает все черты волшебного, запредельного Острова блаженных.
Но Авалон – далеко не первый и отнюдь не единственный дивный остров в кельтском мифологическом пространстве, корни Авалона Артурианы уходят глубоко, в общие представления кельтских народов об Ином Мире, который нередко размещали на далёких островах. Например, можно вспомнить остров, который иногда называют вотчиной морского бога Мананнана мак Ллира, а иногда – бога Луга: это Эмэйн Аблах, «Край яблонь», который еще называют Землёй Юных или Краем Вечной Юности. Упоминаются в кельтских легендах и Острова Женщин, и Острова Блаженных, и Счастливые Острова, и Острова Благословенных, - в этом ряду можно перечислить даже Северные Острова, с которых пришли Туата де Даннан и Стеклянный Остров, твердыню фоморов, но всё же все они – отражение Потустороннего Мира, мира волшебства и волшебных существ, а кроме того – мира мёртвых и предков.
Хотя сейчас чаще всего говорится, что Авалон – это отражение именно мира мёртвых, это всё же не вполне верно. Мир мёртвых, мир душ предков – это только одна часть Иного мира, да и попадали туда не только мёртвые, но и уходили живые – некоторые из них возвращались, а иные так и оставались в волшебных землях. В Иной Мир могли уходить волшебницы и волшебницы из людей (и даже строили себе там жилища, в которых их никто не тревожил). В Иной мир ушли и ши, волшебный народ, племена богини Дану – а они вовсе не умерли, и периодически возвращались в мир людей, и даже есть легенда, что после того, как Туата де Даннан проиграли сражение сыновьям Миля, они набросили на всю землю Эрин сложные чары, и с тех пор стало существовать две Ирландии: Ирландия людей и волшебная, потусторонняя. Так что Иной Мир не воспринимался в первую очередь как земля мёртвых – скорее, как некое сокрытое пространство, вход в которое дано найти далеко не всем. Простые люди вообще нечасто попадали в Авалон, а вот у королей, великих воинов, бардов и волшебников шансов было намного больше.
Переходов в Иной Мир в кельтском мире было несколько. Можно было дождаться «времени врат», когда сотрутся и растворятся границы между мирами, можно было найти волшебный предмет или растение, которое проведет тебя через границу. Но чаще всего дороги в Иной Мир открывались в тумане, и Авалон тут совершенно не исключение; можно даже говорить о том, что с колдовскими туманами он связан в легендах даже теснее, чем другие подобные ему пространства. Например, в истории о короле Кормаке, живым посетившем волшебную страну, говорится «Посреди равнины пал на них великий туман, и Кормак обнаружил, что он один» - и в этом тумане нашел Кормак дорогу в неведомые края. В плавании Святого Брендана говорится, что «Этот туман окружает остров, который вы ищете уже семь лет». Где-то говорится, что через этот туман можно пройти пешком, а где-то - что только проплыть на ладье по водам, отделяющим тот мир от нашего.
Иной Мир – это поистине волшебное пространство. Там все устроено не так, как принято у людей. Те, кто населяют этот мир, носят причудливые одежды, крыши кроют не тростником или деревом, а птичьими крыльями, стены поднимают из белой бронзы или стекла, плоды, растущие там на деревьях, могут быть сделаны из хрусталя и драгоценных камней и на одной ветви могут расти плоды разных деревьев, и животные из тех мест поистине чудесны и превосходят животных людского мира. Ладьи и колесницы Иного Мира могут быть сделаны из стекла или хрусталя, и легко перемещаются как по воде, так и по воздуху. Там вечное лето, там не наступает ночь, и землю никто не тревожит плугом – она сама порождает всё, что нужно жителям этого мира. Иногда говорится, что там правит король, но часто острова воспринимаются как пространство женское, где всем заправляют колдуньи-хранительницы. В Артуриане тоже говорится, что это место, где живет и правит волшебница Моргана ле Фей и девять ее сестёр.
Поскольку в кельтских легендах Волшебный мир находится совсем рядом – только найди в него вход, - часто предпринимались попытки найти то место, которое могло быть Авалоном из легенд. Чаще всего таким местом считают Гластонбери – эта связь упрочилась в 12 веке, когда монахи построенного там монастыря объявили, что нашли кости легендарного Артура и его супруги Джиневры. Раньше, - правда задолго до 12го века, - холмы Гластонбери возвышались над сильно заболоченной и подтопленной местностью, так что они действительно были островами, к которым вёл всего лишь один проложенный по болотам путь, да и сейчас порой чаша низин так наполняется туманом, что холм Гластонбери Тор будто плывет по спокойным молочно-белым водам. Вся эта местность на валлийском называлась Ynys Gutrin – Стеклянным Островом, что тоже упрочает ее связь с Авалоном.
Но, конечно, существуют и другие места, которые пытаются связать с таинственным Авалоном, и на Британских островах, и в Ирландии, и в Бретони, и даже на Сицилии.
© Shellir
Этот прекрасный остров упоминается впервые довольно поздно, в 12 веке, у Гальфрида Монмутского в его «Истории королей Британии» - там говорится, что именно на Авалоне был откован легендарный Эскалибур, меч короля Артура, и что именно на Авалон унесли смертельно раненого короля Артура для того, чтобы все же его вылечить. Упоминает Гальфрид этот прекрасный остров и в «Жизни Мерлина», где он приобретает все черты волшебного, запредельного Острова блаженных.
Но Авалон – далеко не первый и отнюдь не единственный дивный остров в кельтском мифологическом пространстве, корни Авалона Артурианы уходят глубоко, в общие представления кельтских народов об Ином Мире, который нередко размещали на далёких островах. Например, можно вспомнить остров, который иногда называют вотчиной морского бога Мананнана мак Ллира, а иногда – бога Луга: это Эмэйн Аблах, «Край яблонь», который еще называют Землёй Юных или Краем Вечной Юности. Упоминаются в кельтских легендах и Острова Женщин, и Острова Блаженных, и Счастливые Острова, и Острова Благословенных, - в этом ряду можно перечислить даже Северные Острова, с которых пришли Туата де Даннан и Стеклянный Остров, твердыню фоморов, но всё же все они – отражение Потустороннего Мира, мира волшебства и волшебных существ, а кроме того – мира мёртвых и предков.
Хотя сейчас чаще всего говорится, что Авалон – это отражение именно мира мёртвых, это всё же не вполне верно. Мир мёртвых, мир душ предков – это только одна часть Иного мира, да и попадали туда не только мёртвые, но и уходили живые – некоторые из них возвращались, а иные так и оставались в волшебных землях. В Иной Мир могли уходить волшебницы и волшебницы из людей (и даже строили себе там жилища, в которых их никто не тревожил). В Иной мир ушли и ши, волшебный народ, племена богини Дану – а они вовсе не умерли, и периодически возвращались в мир людей, и даже есть легенда, что после того, как Туата де Даннан проиграли сражение сыновьям Миля, они набросили на всю землю Эрин сложные чары, и с тех пор стало существовать две Ирландии: Ирландия людей и волшебная, потусторонняя. Так что Иной Мир не воспринимался в первую очередь как земля мёртвых – скорее, как некое сокрытое пространство, вход в которое дано найти далеко не всем. Простые люди вообще нечасто попадали в Авалон, а вот у королей, великих воинов, бардов и волшебников шансов было намного больше.
Переходов в Иной Мир в кельтском мире было несколько. Можно было дождаться «времени врат», когда сотрутся и растворятся границы между мирами, можно было найти волшебный предмет или растение, которое проведет тебя через границу. Но чаще всего дороги в Иной Мир открывались в тумане, и Авалон тут совершенно не исключение; можно даже говорить о том, что с колдовскими туманами он связан в легендах даже теснее, чем другие подобные ему пространства. Например, в истории о короле Кормаке, живым посетившем волшебную страну, говорится «Посреди равнины пал на них великий туман, и Кормак обнаружил, что он один» - и в этом тумане нашел Кормак дорогу в неведомые края. В плавании Святого Брендана говорится, что «Этот туман окружает остров, который вы ищете уже семь лет». Где-то говорится, что через этот туман можно пройти пешком, а где-то - что только проплыть на ладье по водам, отделяющим тот мир от нашего.
Иной Мир – это поистине волшебное пространство. Там все устроено не так, как принято у людей. Те, кто населяют этот мир, носят причудливые одежды, крыши кроют не тростником или деревом, а птичьими крыльями, стены поднимают из белой бронзы или стекла, плоды, растущие там на деревьях, могут быть сделаны из хрусталя и драгоценных камней и на одной ветви могут расти плоды разных деревьев, и животные из тех мест поистине чудесны и превосходят животных людского мира. Ладьи и колесницы Иного Мира могут быть сделаны из стекла или хрусталя, и легко перемещаются как по воде, так и по воздуху. Там вечное лето, там не наступает ночь, и землю никто не тревожит плугом – она сама порождает всё, что нужно жителям этого мира. Иногда говорится, что там правит король, но часто острова воспринимаются как пространство женское, где всем заправляют колдуньи-хранительницы. В Артуриане тоже говорится, что это место, где живет и правит волшебница Моргана ле Фей и девять ее сестёр.
Поскольку в кельтских легендах Волшебный мир находится совсем рядом – только найди в него вход, - часто предпринимались попытки найти то место, которое могло быть Авалоном из легенд. Чаще всего таким местом считают Гластонбери – эта связь упрочилась в 12 веке, когда монахи построенного там монастыря объявили, что нашли кости легендарного Артура и его супруги Джиневры. Раньше, - правда задолго до 12го века, - холмы Гластонбери возвышались над сильно заболоченной и подтопленной местностью, так что они действительно были островами, к которым вёл всего лишь один проложенный по болотам путь, да и сейчас порой чаша низин так наполняется туманом, что холм Гластонбери Тор будто плывет по спокойным молочно-белым водам. Вся эта местность на валлийском называлась Ynys Gutrin – Стеклянным Островом, что тоже упрочает ее связь с Авалоном.
Но, конечно, существуют и другие места, которые пытаются связать с таинственным Авалоном, и на Британских островах, и в Ирландии, и в Бретони, и даже на Сицилии.
© Shellir
Комментариев нет:
Отправить комментарий